ЛЕОНИД ВАСЬКОВ

Леониду Михайловичу Васькову из Владикавказского АСК в этом году исполняется 70 лет. Но несмотря на зрелый возраст, он все еще полон желания взмыть в небо на любимом планере, который в его руках послушно выполнит все команды.
Леонид Михайлович – гордость владикавказской и всесоюзной планерной школы. Его любовь к планеру продлилась больше полувека: в «золотой юбилей» - 50 лет летной практики - правительство Северной Осетии наградило Леонида Васькова эксклюзивной памятной медалью, специально выпущенной к этой дате.
- Моя летная судьбы была предопределена с рождения, - говорит Леонид Михайлович. - Отец, Михаил Иосифович, был военным летчиком. Во время Великой Отечественной войны он участвовал в перегонке с Аляски по Lend-Lease самолетов-истребителей Aerocobra (около 300 самолетов). С мамой-летчицей аэроклуба он познакомился именно там, и все мое детство проходило в военных городках – я постоянно слышал рев самолетов, общался с пилотами, бегал по плацу…
Начинал я с авиамоделизма, выполнив норматив и получив мастера спорта. В 1965 году юношей пришел в аэроклуб. В тот период отец работал там летчиком-инструктором, но моим наставником стал Петр Ведяпин. До сих пор в памяти первый ознакомительный полет на планере КАИ-12 «Приморец» с начальником аэроклуба Константином Кантеевым.
К самостоятельному полету меня допустили относительно быстро – 2 августа 1966 года я впервые ярко и отчетливо почувствовал силу небесного притяжения.


Желающих летать на планере в то время было немало: на двух инструкторов приходилось, в среднем, 40 человек в год. Летали сначала с лебедки, потом с буксировщиком ЯК-12. Многие потом продолжили летную карьеру, стали военными летчиками. Для тех же, кто выбрал «земную» стезю, годы занятий планерным спортом навсегда остались в памяти самыми яркими и незабываемыми страницами.
Передо мной тоже в свое время встал выбор – посвятить жизнь спорту или служению науке. Пока я учился в институте, у меня получалось совмещать эти две стези. Помню, когда мои товарищи защищали дипломные проекты, я выступал на первенстве Южной зоны РСФСР, с которого вернулся чемпионом и мастером спорта по планеризму. Впрочем, спортивная пауза не помешала и мне защитить диплом. Успешная защита дала возможность получить в родном институте должность ассистента кафедры начертательной геометрии, впоследствии мне предложили готовиться к поступлению в аспирантуру.
В то же время я добивался успехов в своем любимом увлечении. В 1972 г стал абсолютным чемпионом РСФСР и был включен в сборную команду на чемпионат СССР вместе с Мариной Африкановой и Евгением Шварцем (тренер Сергей Калачев). Команда заняла тогда 3-е место, уступив командам Украины и Москвы. По результатам соревнований мне поступило предложение войти в состав сборной команды СССР по планерному спорту. Выбирая между наукой и спортом, я выбрал небо.
В тот период руководство страны и республики очень четко представляли важность воспитательной роли планеризма и парашютизма. В течение года в нашем клубе прыгали с парашютом около 400 человек – молодых ребят и девчонок, судьба которых потом с наименьшей степенью вероятности могла пересечься с наркотиками и алкоголем. Небо ведь здорово воспитывает! А сегодня молодежь предоставлена сама себе – она живет в виртуальном мире, в котором масса искушений, подвохов, ложных ценностей. И это такой провал в воспитании подрастающего поколения! Государство сегодня не воспринимает систему ДОСААФ всерьез, как это было изначально задумано, хотя эта организация - надежный и проверенный партнер армии и флоту в деле подготовки защитников Родины.


В советское время это понимали хорошо, и руководили Центральным комитетом ДОСААФ неслучайные люди, среди которых прославленный летчик, трижды герой Советского Союза, Маршал авиации Александр Покрышкин, которому я благодарен за содействие в получении квартиры во Владикавказе. Затем его сменил Адмирал флота Георгий Егоров…
В составе сборной СССР в начале 70-х гг уже были будущие чемпионы страны: Евгений Руденский, Юрий Кузнецов, Александр Болдин, Эда Лаан, Владимир Чувиков, Иллар Линг, Олег Пасечник, а их тренером сначала был Юрий Малютин, которого сменил Валентин Юрьев. Всего в сборной было 9 спортсменов. Позже команду увеличили до 15 человек – пришли Витас Мачулис, Витас Собескис, Николаускас, Лев Пархомцев, Владимир Панафутин, Антонас Рукас, Анатолий Морозов, Александр Дятлов, Вера Шишлакова, Светлана Коваленко (Тинькова), Александр Сельванович, Ольга Монафова, Виктор Кундин.
Членам сборной СССР платили стипендию. Тогда об этом говорить было не принято, но сейчас, думаю, это ни для кого не секрет. Стипендия была небольшой – 120 рублей для новичков (специалист промышленности тогда получал 200-250 рублей), но она повышалась по мере роста спортивных достижений и результатов.


Приходилось много работать – тренировки с соревнованиями занимали свыше 8 месяцев в году. Я провел в сборной 14 лет. Параллельно шло воинское звание по ВУС (военно-учетная специальность), мы же числились офицерами запаса.
После сборной я занял должность в АСК командиром звена и стал готовить спортсменов как тренер. Потом работал инспектором авиации в обкоме ДОСААФ. А в 1993 г возглавил владикавказский АСК имени И.Дзусова, проработав в этой должности 14 лет в самое трудное в финансовом положении время. При этом наша команда в 1997, 1998 и 2000 гг смогла стать чемпионом страны. В 2008 г вернулся в сборную команду России по планерному спорту – в качестве тренера, готовил спортсменов на базе Орловского ЦПАК.
Наша планерная семья всегда была очень дружной - мы в свое время дружили с Олегом Пасечником и Владимиром Панафутиным, вместе выигрывали чемпионаты страны и Европы, хотя были конкурентами… Огорчает, что с каждом годом эта семья становится все малочисленней в силу финансовой зависимости – наш спорт и увлечение стали дорогим удовольствием. А жаль, что теперь мало желающих заниматься этим красивым, интеллектуальным и интересным видом спорта.
Мне довелось летать на многих типах планеров. Помню первую модель ЛАК-101 (литовского авиационного завода) - это была очень сложная машина в управлении. У нее был неудачный фокус стабилизатора - планер непредсказуемо реагировал на ручку, приходилось все время быть начеку, чтобы не упасть в штопор, концентрировать внимание в процессе полета. Но мне удалось на нем пролететь 500-километровый маршрут.
А в целом я освоил 28 типов планеров, выпускаемых в мире, имею допуск на 8 типов самолетов с возможностью буксировать планер.


Правила проведения соревнований постоянно ужесточались. Раньше на фиксации поворотных пунктов размещались судьи, затем появился фотоконтроль. Поначалу летали по карте, заранее прокладывая маршрут, затем стала внедряться GPS-навигация. Но моя точка зрения неизменна – пилот обязан ориентироваться в воздушном пространстве по местности, а технические средства должны быть в помощь.
Да и сама техника изменила свои характеристики. Мы начинали летать на деревянных, затем алюминиевых планерах, теперь же их конструируют из сверхлегких и прочных современных материалов – кевлар и углеволокно, выдерживающих перегрузки и при этом не теряющих своей красоты, изящности и летного качества. И если в советское время я, например, установил рекорд по маршруту Орел-Валуйки, туда-обратно 600 км, то сейчас за световой день спортсмены преодолевают расстояние в 1400-1500 км!
Качественно улучшилось кислородное оборудование и маски для высотных полетов. Отклонение формы профиля крыла нынче недопустимо в пределах 10 микрон, а качество полировки поверхности планера, от чего напрямую зависит его скорость, фирмы держат в строгой секретности. Помню, был я в Германии на предприятии Alexander Schleicher, так нас не пустили в цех, где шла доводка профиля.
Рекорды


На моем счету семь всесоюзных рекордов. В октябре 1979 г мы с Олегом Пасечником в двухместном планере полетели «на высоту», набрав 10 810 м. Подморозили, правда, руки-ноги, но рекорд установили.
Мы долго готовились к этому событию. И как только оценили погодные условия – взлетели, отцепившись на 1800 м, слегка снизились, по оптеканию набрали вдоль горы 4000 м, далее сверх «ротора» перешли в переднюю часть облака. Нас, правда, «просыпало» слегка, но волну поймали сразу.
Тот полет, не скажу, что был сложным – никакого особого мастерства нам не потребовалось: поднимались как на лифте – стояли носом против ветра в 100 км\ч и только скорость регулировали. А вот с «ротора» в волну перебраться было куда сложнее - там высокая турбулентность, шею свернуть можно было легко.
На 6 000 м мы с Олегом надели кислородные маски, подключили оборудование. Для нас его, кстати, разработали специалисты НПП «Звезда»: КП-18, КП-24, КП-28.
Кислородные баллоны устанавливали в планере – были и на 4 л, и на 20 л, обслуживала их своя специальная кислородная машина. Был и современный на тот момент ВКК – высотно-компенсирующий костюм (он и сейчас находится в музее аэроклуба).
В числе рекордов у меня - свободный полет на дальность через не более 3-х поворотных пунктов (1981 г), свободный полет на дальность по треугольному маршруту (1979 г), полет на дальность через не более 3-х поворотных пунктов (1979 г), скорость полета по 500 км треугольному маршруту на 5-й серии ЛАК (1979).
С 1974 до 1983 гг ежегодно, порой дважды в год, на базе владикавказского аэроклуба проводились полуторамесячные высотные сборы. Тренировки проходили очень продуктивно, этому способствовали погодные условия. Владикавказ расположен в уникальном месте: от аэродрома до ближайших гор – 15 км, в клубе имеются самолет АН-2, способный одновременно поднять в воздух два планера, 18-20 минут и ты в горах на высоте 2 000 м. В 1979 г мы за один сезон установили 8 (!) всесоюзных рекордов: женских, мужских, двойных, одинарных… Многие спортсмены выполнили норматив на золотой значок с тремя бриллиантами.
Сегодня все меняется не в лучшую сторону, и от этого сжимается сердце. Ведь получается, что все наши победы и достижения канули в Лету. Мы, к счастью, еще живы и могли бы передать подрастающему поколению свои знания и умения. Я надеюсь, что рано или поздно все изменится, и отечественные аэроклубы снова наполнятся голосами мальчишек и девчонок, зараженных мечтой о покорении небо. И эта мечта станет доступной!


Для справки:
ВАСЬКОВ ЛЕОНИД МИХАЙЛОВИЧ родился в г. Городок (Львовская область) в 1947 г. Двукратный абсолютный чемпион СССР, неоднократный призер чемпионатов стран социалистического Содружества и Европы, многочисленных международных соревнований, Мастер спорта СССР и международного класса, рекордсмен. Награжден Почетным знаком и медалью Маршала авиации Александра Покрышкина.
На его счету – семь всероссийских рекордов, в том числе рекорд набора высоты 10800 м в двухместном планере, установленный в 1979 году (до настоящего времени не перекрыт).
Общий налет на различных типах летательных аппаратов – 7400 часов.


Записала и подготовила к публикации М.Калинина. АТСК "Сапсан" Воронежская область.