Опытно-производственное предприятие «Авиастроитель»

В.Федоров: Мотопланер — это новая степень свободы

Владимир Федоров: "Мотопланер —  это новая степень свободы!"

«Авиастроитель» (ООО «АС-4») — компания-разработчик и производитель планеров «Россия», первые образцы которых появились уже более 30 лет тому назад. Сегодня это ведущее и практически единственное дизайнерское бюро спортивных планеров в нашей стране.

В основе конструкции планеров — технологии матричного формования элементов из стеклопластиков холодного отверждения с применением современных композитных материалов, что обеспечивает создание изделий с высокими потребительскими свойствами, конкурентоспособных в сравнении с лучшими образцами зарубежных производителей.

Главный конструктор предприятия «АС-4», Владимир Егорович Федоров, кандидат технических наук и лауреат Государственной премии, получил высшее образование в Московском авиационном институте. Более 30 лет он проработал в авиапромышленности, с 1970 г. возглавляет творческий коллектив по проектированию и изготовлению спортивных планеров. При создании планеров серии АС проектно-конструкторские работы выполняются по «Единым нормам летной годности планеров» (JAR-22), а затем проводятся наземные и летные испытания на экспериментальной базе ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского.

Этапы создания планеров

1970 г. — проектирование экспериментального одноместного мотопланера «Истра» с размахом крыла 15 м. Период летной эксплуатации — более 10лет.
1981 г. — проектирование экспериментального двухместного мотопланера с размахом крыла 18 м. Первый полет состоялся в 1986 г.
1988 г. — спроектирован и построен спортивный экспериментальный одноместный планер «Мечта-1» с размахом крыла 13,3 м, для тренировки начинающих планеристов.
1989 г. — «Байкал» и «Мечта-1» были представлены на пятом Всесоюзном смотре-конкурсе самодельных летательных аппаратов (авиасалон «Рига-89»).
1990-1991 гг. — организация серийного производства учебного одноместного планера «Мечта-2». Изготовлена установочная серия из двух экземпляров.
1991-1992 гг. — спроектированы и изготовлены два одноместных спортивных планера с размахом крыла 11 м и 12,6 м, в соответствии с техническим заданием Международного планерного комитета.
1992 г. — эти планеры под девизами «Россия-1» и «Россия-2» представлены на Международный конкурс ФАИ в Германии (Oerlinghausen).
1993 г. — AC-4 («Россия-2») подготовлен к серийному производству. Начато серийное производство кооперативом, учрежденным ЭМЗ им. Мясищева (г. Жуковский), первый серийный образец испытан в США и получил высокую оценку.
1997 г. — спроектирован и подготовлен к серийному производству вариант планера АС4-С с убирающимся шасси.
1998-1999 гг. — на базе АС-4С спроектирован мотопланер АС-5М, изготовлен и испытан опытный образец. Получены сертификаты США и Англии.
2000 г. — начато серийное производство АС-5М.
2002-2003 гг. — проектирование и изготовление экспериментального самолета АС-5МР по заказу ФГУПГосНИИ Авиационных систем (г. Москва).
2002-2005 гг. — проектирование и изготовление опытного образца двухместного мотопланера АС-7М.
2006 г. — организация серийного производства учебного двухместного мотопланера АС-7М. Изготовлена установочная серия из двух экземпляров.

Всего произведено: АС-4 — 60 планеров; АС-5М — 35 мотопланеров; 8 китнаборов модификаций серии АС. К сожалению, практически все они были проданы в Америке, 10 планеров — в Англии, 2 — в Канаде. По одному — в Греции, Голландии и Новой Зеландии. Два прототипа: планер и мотопланер — в России.

«АС» - покорение Америки

В борьбе за «Россию»

В 1991 г. Международная авиационная федерация (ФАИ) объявила международный конкурс по созданию массового, недорогого, легкого спортивного планера в качестве универсального прототипа для новой «Мировой категории» (World Class).

Инициативная группа «Мечта» под руководством В.Е.Федорова представила на конкурс конструкции планеров «Россия-1» и «Россия-2». Работа группы получила благоприятный отклик и поддержку Управления летной службы Минавиапрома и ДОСААФ. В то время, этот творческий коллектив имел наибольший опыт конструирования прототипа в данном классе планеров среди всех групп, участвовавших в конкурсе. Однако, группа никогда не занималась производством планеров в массовом порядке, и это стало главной причиной поражения в конкурсе.

Итоговый смотр Всемирного конкурса проводился в 1993 г. в Германии, в городе Орлиенхаузен. 1-е место было отдано проекту польского планера PW-5, однако эксперты единодушно отметили, что «Россия» была представлена как замечательная инженерная разработка оригинального планера с превосходными характеристиками. Тогда планер был отмечен 2-м призовым местом. И, несмотря на его малые размеры и вес, его конструкция отличалась внедрением инновационных идей, которые были перспективны с точки зрения значительного удешевления массового производства.

Американская компания «Cygnet World Class Inc.» также была участником на Международном конкурсе ФАИ, а ее представители были удивлены простотой и качеством конструкции планера «Россия», после встречи с Владимиром Федоровым и проведения летных испытаний прототипов «Россия», они закупили прототип планера с размахом крыла 12,6 метров и выступили с предложением оказать содействие в продвижении «России» на американском рынке.

В 2000 г. на планере «Россия» российскими пилотами было установлено четыре мировых рекорда в классе ультралегких планеров (по классификации ФАИ - подкласс «DU».

В 2001 г. мотопланер АС-5м был отмечен дипломом 1-й степени на Всероссийском конкурсе Авиации общего назначения.

Модель АС-5М

АС-5М - одноместный спортивный мотопланер, оборудованный убираемой и выпускаемой в полете винтомоторной установкой, обеспечивающей автономный взлет. Предназначен для спортивных парящих полетов. Простота пилотирования позволяет использовать планер планеристам, прошедшим этап первоначального обучения.

AC-5M - презентация на конкурсе ФЛА РФ

1- местный мотопланер AC-5M
Кабина AC-5M

Простота конструкции позволяет пилотам обслуживать планер самостоятельно, после прохождения соответствующего обучения.


Летательный аппарат разбирается и собирается в течение 5 мин. силами 2-х человек. Управление элеронами, воздушными тормозами и рулем высоты при сборке стыкуется автоматически. В разобранном виде планер буксируется легковым автомобилем в специальном прицепе, который может использоваться как мобильный ангар для хранения.

Модель АС-5МР

АС-5МР спроектирован на базе АС-5М. На пилоне установлен четырехтактный двигатель Rotax-912 UL2 мощностью 80 л.с.

Это одноместный самолет с малым расходом топлива, предназначен для обеспечения беспилотного всевысотного (от 400 м до 8000 м) круглосуточного патрулирования или авиационного зондирования.

Мотопланер оборудован интегрированной инерциально-спутниковой навигационной системой, радиокомандной линией управления, оптоэлектронной системой мониторинга и аппаратурой автоматического зависимого наблюдения. Кроме того, АС-5МР может иметь на борту параплан-робот с автономной системой управления для точной доставки грузов с борта ЛА.

Аэродинамическая схема позволяет производить выключение двигателя в полете и переход в режим планирования со скоростью снижения 1,5 м/с. Воздушные тормоза обеспечивают точную посадку при выключении или отказе двигателя.

Допускается установка более мощных модификаций двигателя (100л.с. и 115л.с).

Расход топлива — 6 л/ч при скорости 120 км/ч.

Модель АС-7М

AC-7M  перед взлетом
2x местный мотопланер AC-7M
Кабина 2x местного AC-7M

АС-7М — двухместный спортивный мотопланер, оборудованный убираемой и выпускаемой в полете винтомоторной установкой, обеспечивающей автономный взлет и продолжение полета в моторном режиме при отсутствии восходящих потоков.

Он предназначается для первоначальной подготовки летчиков-любителей, включая приобретение навыков парящего полета, и имеет низкие эксплутационные расходы.

АС-7М снабжен хвостовым буксировочным замком, что позволяет буксировать планер серии АС-4 со скоростью набора высоты не менее 2 м/сек. В моторном режиме его можно использовать как самолет для перелетов на значительные расстояния, причем расход топлива составит 8,3 л на 100 км при скорости 120 км/ч.

Летательный аппарат разбирается и собирается за 30 мин. В разобранном виде буксируется автомобилем в специальном прицепе, который может использоваться как хранилище.

Мотопланер был продемонстрирован президенту РФ, руководству РОСТО и ведущим планеристам страны, получил хорошие отзывы и в настоящее время рассматривается в качестве базовой машины для планерных аэроклубов РОСТО.


up